Удивительная история моего города: городской парк и любовь
Если подумать о любви и о Владикавказе, то у меня возникает одна ассоциация – это городской Центральный парк. Хотя этот на сегодняшний день объект культурного наследия и был разбит через несколько десятков лет после основания города в 1784 г., но вполне может быть центром, а точнее, сердцем родного города.
Мое воспоминание о нем связано с 90-ми, и с первой любовью: мы гуляли тогда вдоль озера по тенистым аллеям парка, оба – первокурсники. Ничего не сложилось в будущем, но ассоциация с нежностью и романтикой осталась до сих пор. Как и у многих владикавказцев, особенно с аллеей вздохов, или поцелуев. Итак, начнем с 19 века…
В 30-х годах XIX столетия возле комендатуры Владикавказской крепости был разбит сад на месте верхней террасы современного парка, чуть позже в начале 40-х годов комендант крепости генерал-майор Петр Нестеров обустроил верхнюю часть парка «Монплезир», что переводится с французского «мое наслаждение». Нижняя часть парка, примерно в 13 га, связана с именем начальника штаба 21-й пехотной дивизии полковником Михаилом Eрофеевым, который в 1893 году не только расчистил нижнюю часть и часть берега реки, но и соорудил несколько прудов, сделал фонтан, веранду для оркестра, горки для катания, дорожки для велосипедистов. В результате нижняя часть стала называться «Трэк». Разросшиеся к тому времени деревья верхней части парка он превратил в великолепные тенистые аллеи, назвав одну из них «Аллеей любви» (еще ее называют аллеей вздохов, или тоннель). По словам историков, там еще в те времена назначали свидания, так как под плющом можно было укрыться от посторонних глаз.
Так два знаменитых русских военачальника, служивших на Кавказе, приложили руку к созданию старейшего парка Юга России, памятника культуры и ландшафтного искусства, включенного ныне в свод памятников ЮНЕСКО, и оба увязали это с любовью. К сожалению, имен тех прекрасных женщин мы так и не нашли, ради которых бравые генералы оставили прекрасный сад «Мое наслаждение» и «Аллею любви» в историческом центре Владикавказа.
"Интеллигентная владикавказская публика развлекается в досужие часы различно: одни в общественном собрании (клубе), где есть хорошая библиотека с сочинениями по всем отраслям человеческих знаний и современными изданиями: журналами и газетами; другие тут же упражняются за зелёными столами, третьи в театре, и наконец, недавно образовалось общество велосипедистов. Оно небольшое, но что может сделать настойчивое, энергичное стремление хотя бы небольшого числа людей? Эти циклисты (велосипедисты) выпросили у граждан города маленький островок на Тереке и часть берега этой реки, прилегающего к городскому саду, где ранее сваливали всякие отбросы, разработали это местечко и таким порядком обратили его и островок в роскошный цветник, устроили пруд, на нём лодки, а зимой на льду каток; около пруда купальни, тут же площадка с гимнастическими снарядами и игорный крокет и кегли; кругом островок обсадили скорорастущими деревьями, и, благодаря этой энергичной деятельности, из пузыря возникло прелестное место для гуляния с электрическим освещением, где нередко играет оркестр военной музыки", – написано в заметке на страницах иллюстрированного журнала "Родина" в 1898 году.
Речь шла о "Трэке"- сооруженном для велогонок Ерофеевым и его соратниками, а уж потом усилиями городской интеллигенции из Трека и Городского сада возник парк, который получил первое название – Ерофеевский.
Начало XX можно назвать расцветом и самым ярким периодом для парка. По воспоминаниям современников, это был один из самых благоустроенных городских уголков.
«Обилие зелени и воды вместе с говорливым Тереком, омывающим его со всех сторон, придают ему восхитительный вид», – писал в 1914 году секретарь благотворительного общества Сергей Гортинский.
Изысканность владикавказского парка отмечали туристы из Германии и Швейцарии, оставляя неоднократно записи в книге отзывов о том, что подобной красоты парк трудно встретить даже в Европе. Его уникальность еще в том, что он был парком-дендрарием. До сих пор таким и остается, так как в Центральном парке культуры и отдыха сегодня более 60 разновидностей деревьев, нескольким из которых больше 200 лет.
Со временем менялось название парка: он был «Пролетарский» после Октябрьской революции, потом в 1939 года в связи с празднованием 80-летия осетинского поэта Коста Хетагурова его переименовали в парк имени Коста Хетагурова. Но не менялась суть. «Наш парк в советские годы был центром общения, отдыха и досуга. Здесь работали десятки аттракционов. Он занимал первые места в СССР по проводимым мероприятиям и количеству участвовавших горожан», – рассказывает директор Вячеслав Габуев, который работает здесь около 30 лет.
В 70-ые, по мнению моих тетушек, это был центр отдыха молодежи, так как больше и ходить было некуда, кроме концертных залов.
«Все гуляли в парке, назначили встречи, общались, катались на лодках, ели мороженое, все было очень культурно и цивилизованно», - признались красивые женщины элегантного возраста, шепнувшие мне, что почти через день в свои когда-то 18 бегали туда на свидания.
Но моя семья связана с этим местом чуть больше, чем просто прогулки. Мой дедушка, полковник Агубекир Макеев, уйдя в отставку, в начале 60-ых гг. был директором парка. А мой отец, будучи молодым 18-летним киномехаником в летнем театре парка, там и познакомился с моей мамой.
«Парк был очень зеленый и красивый, гулял в нем весь город. В 70-ые во Владикавказе были две танцплощадки, в Доме Офицеров и здесь. Вечерами было очень шумно и весело, так как в ракушке «Эстрада» показывали кино, а в летнем театре часто выступали приезжие артисты. Днем там, кстати, репетировал симфонический оркестр, и пожилые пары с удовольствием отдыхали на лавочках. Он был гордостью города, и все им восхищались», - рассказал Владимир Макеев.
Ближе к 90-ым, когда я была студенткой, аллеи парка вечером, а порой и днем, заполняли влюбленные парочки. Странно, но по словам нынешнего руководителя, за последние пять лет влюбленные парочки пропали. Сейчас основные посетители – это пожилые владикавказцы, или родители с маленькими детьми.
Несколько лет в парке идет реконструкция, на нынешнем этапе ему возвращают утерянные элементы архитектуры. Еще восстановят многие деревья, исторические названия аллей: Аллея Любви, Аллея Счастья… Возможно, после обновления внешнего вида, наш 195-летний парк с новой силой окутает владикавказцев ореолом романтики, даря моменты счастья и любви на каждом метре своей удивительной территории.
Благодарю за содействие в подготовке материала Сослана Цаллагова, Феликса Киреева, Вячеслава Габуева, сайт "OldVladikavkaz" и моего папу Владимира Макеева.