Кавказский барс Баксан мог стать жертвой браконьеров
В Северной Осетии потерялся переднеазиатский леопард Баксан, выпущенный в дикую природу в августе этого года.
Еще в середине ноября закрепленный на нем ошейник перестал подавать сигналы и через спутник, и через диапазон ультракоротких волн (УКВ).
У представителей мониторинговой группы программы по восстановлению популяции переднеазиатского леопарда в Северной Осетии возникли опасения, что редкое животное могло стать жертвой браконьеров, а передатчик могли сломать, чтобы замести следы. Об этом сообщила старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН Анна Ячменникова.
«В нашей практике не было ни одного случая, чтобы сразу оба передатчика, спутниковый и УКВ, одновременно отказали с новыми батарейками. Вместе с коллегами прочесали весь район, откуда в последнее время подавал сигнал электронный ошейник Баксана. Ни одного следа мы не обнаружили. А последний сигнал пришел из ворот фермы, а это не очень характерное местоположение для леопарда. Даже если бы он планировал охоту на чей-то скот, то вряд ли заходил бы с парадного входа», – рассказала Ячменникова.
Специалисты Института проблем экологии и эволюции РАН обратились с заявлением в МВД, прокуратуру и северокавказское управление Росприроднадзора. Однако, по всей видимости, и в этих структурах пока не смогли прояснить ситуацию.
«Сотрудники районного ОВД (Дигорского района, где предположительно пропал леопард – прим.ред.) буквально прочесали каждый метр заданного квадрата. Ни следов браконьерского отстрела, ни ошейника мы не нашли. Оснований для возбуждения уголовного дела нет. Возможно, животное сбросило ошейник, который впоследствии кем-то был подобран. Во всяком случае местные жители говорят, что в районе селения Дур-Дур был замечен леопард без ошейника», - рассказал источник в Дигорском ОВД.
Представители мониторинговой группы версии о сброшенном ошейнике не склонны доверять, поскольку в таком случае аппаратуру с помощью спецсредств легче было бы найти егерям и зоологам из госзаповедника.
Ранее в высокогорье Южной Осетии пропал леопард Эльбрус. Он исчез в декабре 2018 года, предположительно попав под лавину, но при этом его ошейник продолжал подавать сигналы. В августе 2019 года была организована поисковая экспедиция, которая успехом не увенчалась.
В августе 2020 года в Турмонском заказнике Северной Осетии выпустили вторую партию краснокнижных животных – самца Баксана и самку Агуру. На протяжении двух лет хищников готовили к самостоятельной жизни по федеральной программе восстановления леопардов на Кавказе, разработанной экспертами российского отделения Всемирного фонда дикой природы и Института проблем экологии и эволюции РАН.
Браконьерство в России преследуется по закону в рамках статьи 258 УК РФ. Добыча диких животных, занесенных в Красную книгу, наказывается лишением свободы до четырех лет и штрафом в миллион рублей.