В РСО-А собирают сведения для канонизации старицы Анастасии Андреевой
Комиссия по канонизации святых Владикавсказской и Аланской епархии собирает информацию и свидетельства о старице Анастасии Андреевой.
В рамках празднования 1100-летия крещения Алании в очередной раз поднят вопрос о прославлении ее в лике святых, сообщает ГТРК «Алания».
Попытки создать жизнеописание старицы предпринимаются с 90-х годов ХХ века, но собрать подробную информацию до сих пор не удавалось.
«На сегодняшний день практически все документы подготовлены для того, чтобы передать в Синодальную комиссию по канонизации святых, остается нам совсем малое – это свидетельства народа о чудотворной помощи по молитвам матушке Анастасии. У нас есть определенное количество этих свидетельств, мы их скрупулезно собираем», – сказал протоиерей, председатель комиссии по канонизации святых Владикавказской и Аланской епархии Евгений (Попович).
Собрать биографию Анастасии Андреевой было непросто – документов с упоминанием ее имени практически не сохранилось. Родилась она в конце 1860-х годов, прожила более 60 лет, но остались только устные воспоминания. Предположительно, Анастасия была дочерью купца Христофора Андреева, который жил во Владикавказе.
«Один документ, это когда ее отец подавал на подданство Российской империи, она в перечне его детей указана. Они сами были сербы, с территории Албании, и он как турецкоподданный с братьями приехал», – рассказал историк Феликс Киреев.
Христофор Андреев был известным меценатом и благотворителем, попечителем Ольгинской гимназии. По немногим воспоминаниям, его дочь Анастасия пришла к Богу, после того как овдовела во второй раз. Она раздала все свое имущество и ушла из особняка отца в скромное жилище на Курской слободке, затем вовсе переселилась в ветхий домик на набережной Терека.
Феликс Киреев, историк: «По преданию она сама избрала место своего захоронения в ограде Ильинской церкви, сказав, что это единственное кладбище, которое не будет разрушено. И второй момент, который тоже был, когда в 42-м году войска подходили к Владикавказу, а здесь были укрепления, солдаты находились, и она привиделась кому-то из солдат или местных жителей, и сказала, что там, где я похоронена, враг не подойдет. А как раз наступление шло именно по этой трассе, двигались на Владикавказ по нынешней Барбашова и Дзержинского, и как раз бы они вышли на Ильинскую церковь».
К старице шли за благословением, поддержкой и советом. Некоторое время после войны не было сведений о том, где находится могила старицы Анастасии. Ее удалось найти по воспоминаниям очевидцев, указавших на каменный крест, который хранится в часовне. Остались воспоминания современников Анастасии Андреевой о том, как ее молитвами люди получали помощь и утешение.
Феликс Киреев, историк: «Была у нас проездом, некоторое время жила графиня Урусова, она была здесь в 1920-21 годах, она видела Анастасию и уже тогда ее называла как почитаемую во Владикавказе. Это свидетельство очень важно, потому что это не сегодняшние воспоминания. И она описывает Владикавказ 20-х годов, где она ее встретила, разговаривала. Это говорит о том, что уже к 1917 году она была известной почитаемой старицей».
Ангелина Тедеева, свечница храма пророка Ильи: «Видя, как люди идут к ней, сперва со своими горестями, со своими какими-то переживаниями, а потом с охапкой цветов, у нас цветы никогда не переводятся у матушки Анастасии, это не мы покупаем, это приносят люди в благодарность ей. Часовня тоже отстроилась в благодарность, люди, которым она помогала, помогали в строительстве».
Для составления жизнеописания Анастасии Андреевой важна любая информация. Ею можно поделиться со священнослужителями храма Пророка Илии.