На месте древнего поселения Сауар в Ирафском районе ведутся раскопки
В Северной Осетии продолжаются раскопки на месте древнего поселения Сауар в Ирафском районе.
Как сообщает ГТРК «Алания», они начались еще в 80-х годах прошлого века экспедицией во главе с археологом, заведующим сектором отдела археологических памятников Государственного исторического музея Александром Мошинским. В 1982 году он приехал в Осетию с первой экспедицией, в ее составе было всего 4 человека. Сначала археологи вели разведку, потом обнаружили могильник, а рядом с ним поселение.
«Могильник этот 7-4 веков до нашей эры. Судя по всему, еще был хутор 7-8 века, который пока от нас прячется. Мы раскопали 10 металлургических мастерских, 8 – гончарных, 2 – косторезных, мастерскую углежога. А между ними культовые центры со стоящими идолами, чашечными камнями», – рассказал Мошинский.
Поселению Сауар две с половиной тысячи лет, и аналогов ему пока не обнаружено. Его населяли не земледельцы и не воины, а мастера. В мире известны древние производственные кварталы, но целое поселение, жившее за счет производства, обнаружено впервые. И это не единственное уникальное отличие от других.
«Над поселением всегда стоял дым. Мы тут находили литейные формы для изготовления культовых штампов. Самим для себя лить культовые штампы смысла нет, это делалось на продажу, а у абы кого культовые штампы, как и иконы, не покупали бы. Скорее всего, их считали колдунами. Классический пример – кузнец Вакула, у него мать ведьма, и на чёрте летает. И здесь было примерно то же в те времена», – рассказывает Александр Мошинский.
Прямо посреди поселения – культовый комплекс, частью которого являются чашечные камни. Сотни лет ученые спорят, для чего разные народы мира вырезали на камнях лунки – одной из версий было то, что в рамках ритуального обряда в выемки наливалась кровь жертвенного животного. Александр Мошинский выяснил, что эта версия нежизнеспособна.
«Все эти чашечные камни найдены не, что называется in situ – не в том месте, где они стояли, считалось, что в них что-то наливали. У нас три случая чашечных камней, все они in situ, все они вертикальные, ничего в них налить нельзя при всем желании», – поясняет Александр.
Не упустить ни малейшей детали – особый подход Мошинского к раскопкам. Здесь не работают лопатами, только ножами, что гораздо сложнее, но так можно лучше изучить материал.
Если в ранних погребениях встречается мало вещей, привезенных с других территорий, то ближе к IV веку количество импортных бус измеряется тысячами. Это говорит об активной торговле и стремительном росте богатства местных жителей. А вот то, кто были эти люди, еще предстоит выяснить.
«Это кобанская культура, но этнически, кто они, – мы не знаем до сих пор. Сбор материала антропологического, то что мы нашли в этом могильнике, это обработано. Сделан даже портрет, такой очень носатый товарищ, даже по костям было видно, но для того чтобы определить сходство, нужен материал с других раскопов, но мы как юные пионеры, сравнивать особо не с чем», – говорит Мошинский.
У Александра Мошинского есть мечта – музеефицировать участки поселка Сауар, но пока это невозможно. Потому археологи пропитывают клеем ПВА находки, закапывают их, и будут надеяться, что в новом рабочем сезоне еще смогут их найти.
Видео – @SputnikOssetia