Заказанные россиянами товары из Китая могут задержаться
Россияне, заказывающие подарки к Новому году в китайских интернет-магазинах, рискуют не успеть получить свои грузы в срок. Об этом «Ведомостям» заявил представитель транспортно-логистической компании Novelco и подтвердили источники в пяти других компаниях.
«Задержки грузов из КНР, поставляемых в Россию по железной дороге и по морю, в этом году настолько велики, что оформить покупку нужно в ближайшую неделю. Иначе груз не успеют доставить до Нового года», – утверждают в Novelco.
В основном россияне заказывают бытовую электронику, одежду и парфюм.
Основная причина задержек – перегруженность морского порта во Владивостоке и железной дороги, по которой грузы везутся с Дальнего Востока в центральную часть России. Необходимый товар может не успеть приехать, даже если заказать его прямо сейчас, считает генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:
— Дальневосточный округ, все порты Владивостока абсолютно перегружены на сегодняшний день. Под словами «абсолютно перегружены» я имею в виду, что суда могут стоять на рейде в ожидании очереди на выгрузку от 5 до 20 дней, в зависимости от перевозчика. Если это российский перевозчик, Fesco, например, он идет по приоритету, Cosco – тоже большой перевозчик, идет по приоритету. Если это китайские суда, очередь на выгрузку может доходить до месяца. Если сейчас заказать груз в Китае, у меня большие сомнения, что он будет доставлен до Нового года. Мы клиентам рекомендуем закладывать срок поставки в контрактах не меньше 90 дней, потому что понимаем, что 45-50 дней – это очень хороший расклад, а в среднем – 2-3 месяца везут груз из Китая в Россию, если мы говорим о генеральных грузах, о контейнерных грузах. Понятное дело, что есть воздушные перевозки, но невозможно повезти 10 тонн воздухом, это будут сумасшедшие деньги.
— Какие варианты? Может, обходные пути через Турцию, через что-то еще?
— У нас есть четыре варианта. Морские варианты – это Северный морской путь, но там проблемы с навигацией, там навигация всего четыре-пять месяцев в году, и она закончилась как раз в октябре. Есть путь через Новороссийск, то есть использовать Турцию как транзитный хаб. Но там большие проблемы с навигацией, потому что прилегает к зоне проведения специальной операции, там действительно большие проблемы, контейнеры могут ожидать перегрузки в порту отправления до месяца. Остается еще морской путь через Санкт-Петербург, но туда идут точечные отгрузки. Четвертый путь, наиболее оптимальный с точки зрения альтернативы Владивостоку, – это железнодорожные перевозки из Китая, но тоже есть сложности. Китай, начиная с июля, сократил квоты на отправку поездов в Россию, плюс ко всему есть некоторые сложности транзита через Казахстан.
Руководитель отдела закупок и внешней экономической деятельности торгового дома «Арктика» Кирилл Карпов рассказал Business FM, что его компания активно переносит логистику на железнодорожный маршрут из Китая:
– Последний наш груз вообще прождал три недели на рейде, и судовладелец решил судно развернуть, отвезти груз в Корею, чтобы он там дождался, пока порт Владивосток разгрузится и потом будет вторая попытка вывезти груз из Кореи опять во Владивосток. Поэтому сейчас мы используем альтернативный маршрут по железной дороге напрямую из Китая. Сперва образовывается загруженность в порту Владивосток, там сроки увеличиваются, все переключаются на прямое железнодорожное сообщение. Возникает загруженность на китайских станциях, на погранпереходах, но разгружается Владивосток. Все переключаются на Владивосток. Уже таких переключений было три-четыре. Сейчас все, например, переключаются на железную дорогу, через какое-то время там возникнет такое же затруднение. То есть во время пандемии и сейчас, это уже будет четвертый раз, когда грузопотоки так переключаются.
– Со стоками, с закупленным товаром сейчас есть трудности? Или все закупились заранее? У тех, кто продает на AliExpress товары из Китая, которые доставляют потом в Россию быстро, у таких людей насколько есть сейчас остро стоящий вопрос с товаром?
– Есть вопросы с товаром в связи с тем, чтобы привезти товар к Новому году. Надо было его заказывать весной, а весной была такая ситуация, что курс скакал и многие отложили размещение заказов в связи с тем, что должна была стабилизироваться обстановка. Сейчас, я уверен, что многие опаздывают к Новому году в связи с тем, что вынуждены были отложить заказы до стабилизации обстановки. Когда она стабилизировалась в конце лета, уже к Новому году сложно успеть что-то привезти из Китая. Произвести и привезти, опять же учитывая логистические задержки. В Китае много железнодорожных, погранпереходов тоже три, сложно заранее предсказать срок в пути в текущей ситуации.
По словам экспертов, по итогам 10 месяцев импорт в Россию из Китая вырос более чем на 18%.