Западные авиакомпании задумались о возобновлении полетов над Россией
Западу стоит начать готовиться к возобновлению полетов в российском воздушном пространстве, чтобы снизить финансовую нагрузку на авиакомпании. Об этом заявил гендиректор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и бывший глава авиакомпании British Airways Уильям Уолш, – сообщает RG.
«Мы должны стремиться вновь открыть воздушное пространство России, чтобы сделать его доступным для всех авиакомпаний для транзита через сибирские маршруты, чтобы Европа могла добраться до Азии наиболее эффективным способом», – приводит слова Уолша на конференции в Женеве британская газета The Daily Telegraph.
Опасение главы международной организации вызвали расходы европейских авиакомпаний и конкуренция с азиатскими перевозчиками.
После начала СВО зарубежные страны Европы, США и некоторые другие государства стали закрывать свое воздушное пространство для российских авиакомпаний. Россия ответила зеркально и полностью закрыла свое воздушное пространство для западных авиакомпаний.
В результате для полетов в Азию теперь потребовалось облетать Россию, время в полете для европейских авиакомпаний увеличилось на несколько часов, соответственно выросли и расходы.
Например, перелет из Лондона в Токио раньше составлял примерно 9,5 тыс км, из которых 6,5 тыс км пролегали над Россией. Теперь маршрут увеличился до 12 тысяч км. А это дополнительно 3-4 часа времени и еще примерно 20% стоимости полета.
По оценкам Минтранса авиакомпании «недружественных» стран еженедельно теряют 37,5 млн долларов.
Если Китай в следующем году ослабит свои антиковидные ограничения, китайские авиакомпании получат заметное коммерческое преимущество перед такими авиакомпаниями, как British Airways, – отметил глава IATA.
Единого мнения о том, что делать в сложившейся ситуации, на Западе нет. Но сами европейские авиакомпании в последние недели начали лоббировать в Брюсселе пересмотр запретов в отношении России.
Мнение Уолша – это заявление от европейского бизнеса, которое политики пока не решаются сделать, – считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Уолш пытался донести до европейских политиков мысль о том, что Россия с географической карты никуда не денется, и отдавать просто так большой рынок авиаперевозок азиатским авиакомпаниям нельзя.
В IATA констатируют, что без регулярных полетов мировая гражданская авиация несет серьезные убытки.
В сложившейся ситуации европейские авиакомпании оказываются в худшем положении по сравнению с азиатскими перевозчиками в значимом сегменте перевозок.
Валерий Шелковников, президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов»:
«...Западные авиакомпании терпят жесточайшие убытки от того, что им приходится летать в облет выгоднейших маршрутов через территорию России...
Чем привлекательны транссибирские, кроссполярные и трансазиатские маршруты? Раньше европейские перевозчики, например, летали из Парижа, Лондона, Копенгагена, Стокгольма, Хельсинки в Токио через Северный полюс, делали посадку в Анкоридже (США) и затем летели над Тихим океаном. Но полет над океанами всегда сложнее и опаснее, чем над сушей. Почему?
Современные самолеты в основном имеют два двигателя. А по стандартам ICAO на маршруте нужно обязательно иметь запасные аэродромы в пределах досягаемости 2,5 часа полета. Это на случай отказа одного из двигателей. Кроме того, такой перелет увеличивает время в пути на 4-6 часов, со всеми вытекающими последствиями. В частности, это огромный расход топлива, проблемы с авиапарком и летным составом.
Открытие транссибирского, трансполярного и трансазиатского маршрутов через территорию СССР в свое время было «жестом доброй воли» президента Михаила Горбачева. В 1990 году я, как начальник Главного управления воздушным движением Министерства гражданской авиации СССР, по поручению правительства СССР подписал соглашение с США об организации полетов из аэропортов Северной Америки через Северный Ледовитый океан, территорию СССР в Юго-Восточную Азию и обратно. Это соглашение положило начало полетам по новым кроссполярным маршрутам.
То был огромный шаг в области международных воздушных сообщений. Для этого Россия организовала Магаданский океанический центр, используя современнейшие спутниковые технологии управления воздушным движением. В газетах тогда писали: «Если Россия откроет воздушное пространство – мир будет летать по-новому!»...
Не стоит забывать: всю Европу можно пересечь за 3 часа, США по диагонали - за 4,5. А вот даже из Калининграда во Владивосток, Южно-Сахалинск, Анадырь самолет летит 10-11 часов…
Тот же транссибирский маршрут – кратчайший авиационный путь из Западной Европы в Японию и Юго-Восточную Азию...
Теперь же европейские авиакомпании при полете в Японию вынуждены облетать Россию через Казахстан и Монголию. А это плюс несколько часов. Длительность авиадороги из Парижа в Токио достигла свыше 14 часов. А некоторые авиакомпании даже отказались от рейсов в Гонконг, в том числе объяснив это закрытым воздушным пространством России.
Finnair когда-то одна из первых получила разрешение на полеты по транссибирскому маршруту. А сейчас едва ли не на стадии банкротства: по оценке ее собственных специалистов, облет России увеличил длительность рейсов в Азию на 15-40%. Экономика рушится.
Вообще лишний раз убеждаюсь: когда политики в ЕС и США тыкают «медведя» палкой, они забывают о том, что есть тысячи способов поднять медведя из берлоги, но очень трудно уложить его туда обратно».